Веккер Владимир Павлович
Композитор

60 лет со дня рождения


    Творчество В. П. Веккера - одна из самобытных страниц отечественной музыкальной культуры. Многочисленными нитями его композиторская, педагогическая и исполнительская деятельность связана с Уралом. Вместе с тем, он никогда специально не культивировал уральскую тему, считая, что это неизбежно ограничит его возможности как композитора. Основные направления его творческой деятельности - это симфоническая, камерно-инструментальная, народно-инструментальная музыка, вокальный жанр, представленный многочисленными песнями и романсами.
     Владимир Павлович Веккер родился в шахтерском г. Копейске Челябинской области. В семье существовали прочные и своеобразные музыкальные традиции. Бабушка Владимира была известной в округе гармонисткой; с гармонью-двухрядкой она неизменно появлялась на праздниках, гуляньях, свадьбах. Талантливым музыкантом-самоучкой был отец, который прекрасно играл на гармони и баяне по слуху, выучил нотную грамоту, переписывал понравившиеся произведения, пытался сочинять и стремился приобщить к музыке своих детей.
     В выборе Владимиром будущей специальности определенную роль сыграла встреча с преподавателем музыки общеобразовательной школы, хорошим баянистом. Первое же творческое задание - разучивание "Марша веселых ребят" И. Дунаевского - показалось увлекательным и вполне доступным. Однако в музыкальную школу поступать было уже поздно. Оставалась возможность занятий в кружке городского Дворца культуры. За год Владимир подготовил программу, позволившую ему поступить сразу во второй класс музыкальной школы, которую он окончил за три года вместо положенных пяти.
     Это был период и первых композиторских опытов. Юному музыканту особенно нравилось сочинять вальсы, которые он записывал в специальную тетрадь. Большую роль в стимулировании этой деятельности сыграл педагог детской музыкальной школы Н. П. Козиненко. У Владимира возникает потребность в пополнении музыкальных знаний. Он выписывает специальные музыкальные журналы, приобретает учебники по гармонии и инструментовке.
     Одновременно у будущего композитора активизировалась исполнительская деятельность. Он увлекся эстрадной музыкой. В короткий срок во Дворце культуры был освоен кларнет, пользующийся в те годы большой популярностью у молодежи. Под руководством
14-летнего музыканта начал работать школьный эстрадный ансамбль, репертуар которого формировался на основе популярных эстрадных мелодий. На выпускном экзамене по специальности в музыкальной школе прозвучало авторское сочинение юного музыканта - "Вальс" для баяна.
     Успешно выдержав конкурс, Владимир поступил на народное отделение Челябинского музыкального училища им. П. И. Чайковского в класс баяна П. М. Анохина (1963-1967). Существенное влияние в этот период оказала на него встреча с композитором М. Д. Смирновым, ставшим его наставником и консультантом по сочинению. На заключительном экзамене в музыкальном училище он дирижировал своим произведением - "Концертной пьесой" для баяна с оркестром русских народных инструментов.
     Все, казалось, вело к тому, чтобы завершить музыкальное образование в вузе на исполнительском факультете, однако Веккеру на время пришлось оставить это намерение. Судьба рассудила иначе. Сам композитор вспоминает: "Я странным образом попал на композиторский факультет. После армии я поступал как баянист на заочное отделение Уральской консерватории, куда в 1970 году был очень большой конкурс: 12 человек на место! Абитуриенты были очень сильные, а баян был необычайно престижным инструментом в отличие от сегодняшнего дня. Программу сыграл неважно, я это чувствовал, - сказался перерыв в занятиях. Но когда почувствовал, что в консерваторию могу вообще не попасть, решил воспользоваться рекомендацией М. Д. Смирнова и показать свои сочинения прошлых лет профессору консерватории, композитору Л. Б. Никольской. Эта встреча, по существу, изменила все планы. Через полгода, сдав экзамен по композиции, уже курсовой, я окончательно перевелся на композиторский факультет".

Авторский концерт композитора. В. П. Веккер и дуэт "Маэстро Аккордеон". 16 мая 2005 г.
     Годы учебы в консерватории (1970-1975) - это период широкого знакомства творческой молодежи с достижениями отечественной и зарубежной музыки. В классе по специальности Владимир старался идти своим путем. Не всегда выполняя программу "в мелочах", брался сразу за крупную форму. Так, одним из первых его консерваторских сочинений стала "Соната для фортепиано", судьба которой сложилась весьма удачно.
     С 1975 по 1994 гг. композитор жил и работал в Челябинске. По окончании консерватории он был направлен на работу в Челябинский государственный институт культуры (ныне академия культуры и искусств) на кафедру народных инструментов. Ему удается гармонично сочетать педагогическую и творческую деятельность. Результатом успешной педагогической и научно-методической работы стало присуждение Владимиру Павловичу в 1991 г. ученого звания доцента. Самостоятельная творческая работа способствовала более полной и разносторонней реализации композиторского таланта.
     В 1981 г. он стал членом Союза композиторов СССР.
     Веккер активно включился в общественно-творческую жизнь: участвовал в работе областных и городских жюри смотров художественной самодеятельности вузов, производственных коллективов, Домов и Дворцов культуры; проводил консультации и семинары с самодеятельными композиторами, организовал собственный творческий коллектив - вокально-инструментальный ансамбль "Катерина"; участвовал в творческих поездках по Восточно-Казахстанскому пограничному округу, БАМу в составе агитпоезда газеты "Комсомольская правда"; с ансамблем "Катерина" представлял творческую молодежь в Свердловске, Тюмени, Алма-Ате. Композиторская деятельность В. Веккера не остается незамеченной. В 1982 г. за Вторую симфонию и цикл песен ему присуждена областная молодежная премия "Орленок".
     Композитор последовательно обращается к симфонической музыке. Для него она становится жанром, позволяющим с наибольшей полнотой воплотить сложные проблемы современного бытия. В 1976 г. состоялась премьера его Первой симфонии.
В феврале 1978 г. Владимир Павлович завершил работу над новым симфоническим сочинением под названием "Каприччио в стиле бит", в котором был, по сути, продолжен и углублен эксперимент: поиск синтеза классического стиля в области симфонической музыки и художественных особенностей бита (первое исполнение "Каприччио" состоялось в апреле 1978 г. в г. Челябинске под управлением В. Васильева, главного дирижера Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки).

Авторский концерт В. П. Веккера. На сцене солист Челябинского театра оперы и балета С. Гордеев (слева), Государственный русский народный оркестр "Малахит", художественный руководитель В. Лебедев (справа). 16 марта 2005 г.
     Весной 1979 г. в программе фестиваля "Уральские зори" состоялась премьера Второй симфонии (дирижер А. Фридлендер, солистка Г. Зайцева). Произведение обратило на себя внимание новизной музыкального языка, неожиданным по колориту интонационным строем, близким музыке негритянских и латиноамериканских народов. Несмотря на то, что композитор не объявлял программу симфонии, яркая образность, его национальная окраска позволяют предполагать наличие конкретного замысла, связанного с судьбой народов, живущих в самых "болевых" точках нашей планеты.
     Начало 1980-х гг. отмечено возросшим интересом В. Веккера к классической традиции. В это время созданы такие произведения, как Третья симфония, Сюита-ретро, четыре песни в стиле русского романса на стихи А. Фета.
     К концу этого десятилетия в программы симфонических концертов челябинских композиторов вошли две симфонические сюиты из балета по древнегреческим мифам "Тезей", завоевавшие симпатии слушателей красочной, выразительной, ярко театральной музыкой, сочной, колоритной оркестровкой.
     1989 г. ознаменован завершением одной из самых значительных работ композитора - оперы "Аносов" по пьесе К. Скворцова "Отечество мы не меняем". Этот сюжет воплощает уникальные и значительные страницы истории Урала, связанные с открытием секретов плавки знаменитой уральской булатной стали. Любовь к Родине, готовность к самопожертвованию во имя ее независимости, прославление человека-творца - в центре этого сочинения. Многие его фрагменты прозвучали в радио- и телепередачах, концертных программах. Однако сценического воплощения опера, к сожалению, пока не получила.
Необычайно плодотворна композиторская деятельность В. Веккера в области создания сочинений для русских народных инструментов. Здесь представлены все жанры - от миниатюры до концерта с оркестром. Среди челябинских композиторов именно Владимиру Веккеру принадлежит приоритет в создании произведений для баяна - более десяти произведений. Им написаны два концерта для баяна и камерного оркестра, три сонаты для баяна, две сюиты и отдельные пьесы для этого инструмента, "Скерцо", "Хорал и фуга", программная концертная сюита "Русские мотивы", "Уральская фантазия" и др.
     "Уральская фантазия", написанная В. Веккером в 1988 г., представляет собой иное в сравнении с сонатой направление в исполнительском баянном искусстве. Если соната в значительной мере обращена к интеллекту, то фантазия - классический образец виртуозной концертной музыки.
     Композитор сочинил два концерта для баяна с оркестром. Несмотря на то, что оба произведения написаны сравнительно недавно, их путь к слушателю уже начался, и весьма успешно. Первый концерт для баяна и симфонического оркестра имеет две даты рождения: 1977 и 2001 гг. Вскоре после окончания консерватории молодой композитор обращается к жанру концерта, считая своей важнейшей задачей пополнение концертного репертуара баянистов современной музыкальной литературой. После 20-летнего перерыва музыкант решил вновь вернуться к этой музыке, в корне ее переработав. При этом принципиальные моменты формы были сохранены, однако инструментовка, регистровка, в значительной мере, - партия солиста, состав оркестра (камерный) - все это подверглось коренной переработке. Таким образом, сочинение практически было написано заново.
     Немало интересных сочинений композитор создал для балалайки: три пьесы-соло, Соната, Детская сюита, Интермеццо. Безусловно, особое место в этом ряду занимает Концерт для балалайки с оркестром русских народных инструментов, премьера которого состоялась в декабре 1991 г.
     Оркестровая музыка В. Веккера для народных инструментов связана целиком с танцевальными жанрами, которые являются для него средством воссоздания определенной эпохи, конкретных национальных характеров. Органично вошла в исполнительскую практику "Ретро-сюита" № 1, написанная в 1984 г. В 1990-е гг. композитором созданы "Ретро-сюиты" № 2 и № 3, в которые включены танцевальные жанры, широко распространенные в 1950-х гг., годах детства композитора.
     В творческом активе композитора - около 100 песен, хотя сочинять вокальную музыку он начал уже после окончания консерватории, в 1975 г.
     Первый песенный период приходится на время создания им в 1975 г. вокально-инструментального ансамбля "Катерина", который явился своеобразной творческой лабораторией. Именно в этом коллективе сложился исполнительский стиль, отмеченный строгой требовательностью к чистоте интонирования, характеризующийся ровностью ансамблевого строя, корректностью эстрадной манеры, высокой культурой инструментального исполнения. Он не стал, как многие ансамбли в те годы, однодневкой, просуществовал более 10 лет. Его первые участницы ушли в профессиональное искусство (Н. Солодовник - орган, вокал; Н. Моишеева - гитара-бас, вокал; Е. Зоткина - ударные, вокал; Т. Кислова - орган, вокал; Л. Бойкова - гитара, вокал).
     Для В. Веккера работа с "Катериной" стала школой, позволившей приобрести опыт и мастерство в вокальном жанре. Именно в этом ансамбле родились ставшие для многих любимыми песни "Все от России", "Летняя песня иволги", "Зимушка-зима", определившие характерные черты песенного стиля композитора: естественность и непринужденность мелодического движения, стремление к индивидуальному прочтению поэтического текста, преобладание мягкой лирической интонации, высокая гуманистическая направленность содержания. Невероятную, повсеместную популярность приобрела песня "Челябинск, ты - моя любовь" (стихи А. Куницына и В. Веккера).
     В поисках литературного материала для песен музыкант нередко обращаетсяся к поэзии своих земляков, поэтов-уральцев. Среди этих авторов: Л. Кузнецов, М. Шанбатуев, А. Куницын, И. Грицай, В. Лебедев, В. Сляднев, Л. Чернышов. Большую группу образуют песни на стихи Л. Татьяничевой: "Песня об Урале", "Магнита", "Пою о России моей", "Молодые города", "Мне бы только успеть" и другие.
     Осенью 1994 г. Владимир Павлович с семьей переехал на жительство в Германию, оставшись членом Челябинского отделения Союза композиторов России. Нелегкое время освоения другой страны практически не отразилось на его творческой продуктивности. За время пребывания в Германии он написал более 30 произведений для фортепиано, включающих сонатную форму и миниатюры.
Ежегодно композитор приезжает в Россию, знакомит своих коллег с новыми работами, встречается с исполнителями, выступает с концертными программами. Одно из наиболее крупных событий связано с участием В. Веккера в традиционном международном фестивале "Баян-аккордеон", прошедшем в г. Челябинске с 4 по 11 ноября 2002 г. Интересной и запоминающейся стала творческая встреча композитора с музыкальной общественностью г. Челябинска, которая прошла 5 ноября в камерном зале Академии культуры и искусств. Можно было увидеть результаты той деятельности, которую Владимир Веккер ведет в Германии: с одной стороны - академическая научная работа, сотрудничество с издательствами и фирмами звукозаписи по внедрению своих крупных сочинений в музыкальную жизнь Германии и Европы; с другой - практическая деятельность по созданию демократичной, востребованной широким слушателем музыки в жанре "фолк". В 2003 г. в Германии издан теоретический труд композитора - "Новая система ладотональностей". В 2004 г. ему присуждена премия за укрепление российско-германских связей в области культуры.
     16 мая 2005 г. композитор вновь "отчитался" перед челябинцами - состоялся его авторский концерт с участием государственного русского народного оркестра "Малахит", инструментального дуэта "Маэстро аккордеон", детского хора "Гармония".
Важно, что уральский композитор, органично войдя в музыкальный мир другой страны, остается представителем нашей, российской культуры, осуществляет благотворные акции взаимодействия двух государств в сфере музыкального искусства.


Т. М. Синецкая

ВЕККЕР, В. Для германских музыкантов я - соперник: беседа с челяб. композитором, ныне проживающим в Германии / вела Л. Садчикова // Челяб. рабочий. - 2000. - 10 нояб.

ВЕККЕР, В. "Симфоний больше не пишу": композитор Владимир Веккер о перспективах своей жизни в Германии: беседа с В. Веккером во время приезда в Челябинск / записала О. Горюк // Челяб. рабочий. - 2002. - 13 нояб.


* * *

СИНЕЦКАЯ, Т. М. Веккер Владимир Павлович // Челябинская область: энциклопедия. - Челябинск, 2003. - Т. 1. - С. 592 - 593.

СИНЕЦКАЯ, Т. М. Веккер Владимир Павлович // Челябинск: энциклопедия. - Челябинск, 2001. - С. 136.

СИНЕЦКАЯ, Т. М. Композиторы Южного Урала. - Челябинск, 2003. - 350 с.
С. 108 - 145: О В. П. Веккере.

КАТАЛОГ произведений композиторов Южного Урала / авт.-сост. Т. М. Синецкая. - Челябинск, 1996. - 55 с.
С. 8 - 9: О В. П. Веккере.

СИНЕЦКАЯ, Т. Композитор Владимир Веккер // Каменный пояс: лит.-художеств. и обществ.-полит. сб. - Челябинск, 1983. - С. 215 - 222.

ФЕДОРОВА, Л. Веккер верен первой любви // Урал. курьер (Челябинск). - 2002. - 6 нояб.
О творчестве композитора.

СИНЕЦКАЯ, Т. М. В поисках гармонии // Челяб. рабочий. - 1980. - 26 окт.
О творчестве В. Веккера.

ГУБНИЦКАЯ, С. З. Музыка челябинских композиторов для русских народных инструментов / С. З. Губницкая, Т. М. Синецкая // Народно-инструментальное исполнительство Урала и Сибири: межвуз. сб. ст. - Челябинск, 1990. - С. 54 - 70.

СИНЕЦКАЯ, Т. М. Этот звонкий голос песни // Челяб. рабочий. - 1981. - 25 сент.
Песенное творчество В. Веккера.

ГУБНИЦКАЯ, С. Экзамен Владимира Веккера // Вечер. Челябинск. - 1977. - 23 дек.
О творческом вечере композитора.

ГУБНИЦКАЯ, С. Симфония протеста // Вечер. Челябинск. - 1979. - 4 мая.
На музыкальном фестивале "Уральские зори" прозвучала Вторая симфония В. Веккера.

Назад
Вперед
Перечень событий
Вернуться на Содержание

Вернуться на страницу - Краеведение