УСТЬ-КАТАВ, город
250 лет со времени основания
1758


    Усть-Катав расположен в горнозаводской зоне Южного Урала. Он был основан как железоделательный завод на землях, купленных в феврале 1756 г. у башкир Кудейской волости Сибирской дороги. Заводской поселок возник через два года. Первоисточников об основании Усть-Катавского предприятия и поселения не найдено, а в литературе встречаются и иные даты начала строительства завода - между 1759 и 1765 гг. Завод и поселок расположились в устье реки Катав (Волго-Камского бассейна), откуда и пошло название "Усть-Катав".
    Основание завода было связано с хозяйственной деятельностью горнозаводской компании симбирских купцов, владельцев ряда металлургических предприятий - братьев Ивана Борисовича и Якова Борисовича Твердышевых и их зятя Ивана Семеновича Мясникова. Первоначально Усть-Катавское предприятие представляло собой лесопильню и судовую пристань. Позже был пущен в эксплуатацию железоделательный (молотовый, или передельный) завод, который переделывал в кричное кованое железо чугун Катав-Ивановского и Юрюзань-Ивановского (Юрюзанского) чугуноплавильных и железоделательных заводов. Он считался вспомогательным по отношению к этим заводам, подчинялся Катав-Ивановской заводской конторе. В начале 1770-х гг. на Усть-Катавском предприятии имелось 6 действующих и 2 запасных кричных молота, 4 двойных и 4 одинарных кричных горна.
    В поселке, огороженном вместе с заводом деревянным частоколом с четырьмя каменными башнями, жили в основном крепостные крестьяне, купленные заводчиками в разных губерниях центральной России, переведенные с соседнего Катав-Ивановского завода и составившие мастеровой, рабочий люд предприятия. Известна такая цифра: два десятка крестьянских фамилий насчитывалось к моменту основания Усть-Катавского заводского поселка. Эти фамилии и ныне распространены в городе: Бахаревы, Кондрины, Дыдыкины, Гуляевы, Гнусаревы, Гнездины, Сазиковы, Усовы и др.
    К началу Крестьянской войны 1773-1775 гг. под предводительством Е. И. Пугачева в Усть-Катавском заводском поселке жило около 800 человек. Большинство из них поддержали повстанцев. В конце 1773 г. усть-катавские крестьяне дважды впускали в заводской поселок отряды восставших, тогда и позже присоединялись к ним. В ноябре того же года железоделательное предприятие было остановлено и бездействовало около двух лет. 9 мая 1774 г. недалеко от Усть-Катава состоялся бой между корпусом подполковника И. И. Михельсона и отрядом восставших заводских крестьян под предводительством местного атамана Сидора Башина. До 11 мая в Усть-Катавском заводе пребывал И. И. Михельсон, распорядившийся повесить здесь плененного С. Башина. В июне 1774 г. отряд Юлая Азналина, состоявший из башкир, мишар и чувашей, при поддержке части заводских крестьян захватил и сжег Усть-Катавский завод, а жителей поселка вынудили уйти в Кунгурский уезд. До осени 1774 г. район Усть-Катавского и соседних с ним заводов был в руках башкирских повстанцев под предводительством Юлая Азналина и его сына Салавата. В начале 1775 г. служащие заводчиков Я. Б. Твердышева и И. С. Мясникова возвратили усть-катавских крестьян на завод, но некоторое время волнения среди рабочих продолжались. Летом или в начале осени 1775 г. на Усть-Катавском заводе Юлай Азналин был наказан 45 ударами кнута. И позднее в Усть-Катаве случались волнения работных людей.
    Братья Твердышевы и Мясников были совладельцами заводов, но в ведении последнего (до его смерти в 1780 г.) находились чугуно-плавильные и железоделательные предприятия, в т. ч. Усть-Катавское. В 1780-1783 гг. владельцем Усть-Катавского завода являлся Я. Б. Твердышев. Потом завод перешел к одной из дочерей И. С. Мясникова, Екатерине Ивановне Козицкой, а в 1810 г. - к ее дочери, в замужестве княгине Анне Григорьевне Белосельской-Белозерской. До Октябрьской революции 1917 г. Усть-Катавское предприятие принадлежало представителям влиятельной княжеской семьи Белосельских-Белозерских, которые иногда доверяли управление им своим опекунам и доверенным лицам.


Поселок Усть-Катавский завод. Справа - Христорождественская церковь. Конец XIX - начало XX вв.

Брянский мост через реку Юрюзань
    В 1820 г. в Усть-Катавском поселке была построена первая каменная церковь - Рождества Христова. Во время сильного пожара в сентябре 1847 г. она обгорела снаружи, позднее восстановлена.
    До начала 1890-х гг. продукция Усть-Катавского и Катав-Ивановского заводов сплавлялась с Усть-Катавской судовой пристани на баржах-коломенках по рекам Волго-Камского бассейна, главным образом, в Центральную Россию и Поволжье Излишки заводской товарной продукции, не проданные внутри страны, отправлялись за границу. Ее охотно покупали английские купцы.
8 декабря 1850 г. 1-й департамент Уральского горного правления утвердил план перестройки Усть-Катавского завода и поселка. Перестройка предусматривала "исправление улиц, переулков и дворов крестьянского селения, согласно свода законов Устава строительного" и длилась 10 лет. Усть-Катавские дома при этом переносились на новые участки, улицы стали более прямыми.
С 1861 г. до начала 1920-х гг. поселок Усть-Катавский завод являлся центром Усть-Катавской волости (Уфимского уезда Оренбургской губернии, а с 1865 г. - Уфимского уезда Уфимской губернии). В Усть-Катавскую волость входили несколько окрестных сел и деревень. В 1870 г. в поселке насчитывалось 3353 жителя (544 двора), имелись церковь, училище (открылось в том же году), волостное правление, железоделательный и два маслобойных завода, три водяные мельницы.

    В 1862 г. Усть-Катавский и Катав-Ивановский заводы демонстрировали свою продукцию на всемирной Лондонской промышленной выставке. Среди заводских изделий и образцов сырья, отправленных в английскую столицу, были кричное и пудлинговое железо, цементная сталь разныхразмеров, различные обойные гвозди. Пудлинговое, а также сварочно-прокатное производства были введены на Усть-Катавском заводе в 1837 г. (для этого был смонтирован среднесортный прокатный стан); в 1860 г. на предприятии начали производить цементную сталь. Если говорить об обойных гвоздях, то среди них были такие мелкие, что четверть фунта их (примерно 100 граммов) составляла 1000 штук.
     Эти гвозди делали на Усть-Катавском заводе ручным способом кузнецы-умельцы "тверской"- так называли в середине XIX в. кузницу, в которой работали мастера из Твери.
    Заметные изменения произошли в жизни заводского поселка в конце XIX в. В 1877 г. была перестроена заводская плотина, на железоделательном заводе пущен в эксплуатацию мелкосортный прокатный стан. В 1881 г. между Усть-Катавским, Катав-Ивановским и Юрюзанским заводами было установлено телефонное сообщение (длина провода свыше 50 верст) - одно из первых в России. А в 1888-1890 гг. близ Усть-Катавского поселка проложена железная дорога в одну колею (вторая колея построена в 1904 г.).
    В проектировании железной дороги около поселка Усть-Катавский завод принимал участие инженер-путеец, известный писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. Он некоторое время жил в поселке с семьей. Здесь у него 9 июля 1888 г. родилась дочь Варвара, умерла от коклюша в октябре 1888 г., похоронена на местном кладбище. На могиле дочери писателя в 1896 г. поставлен известняковый памятник. Его автор - скульптор Есарев. Памятник выполнен в виде церковного аналоя, на котором лежит раскрытая книга.
    Дружеские и деловые отношения связали Н. Г. Гарина-Михайловского с талантливым инженером, управителем Усть-Катавского завода Станиславом Людвиговичем Жуковским, автором "Описания Усть-Катавского железоделательного завода князя Белосельского-Белозерского", изданного в 1896 г. в Санкт-Петербурге. "Описание…" является ценным источником по истории Усть-Катавского завода и поселка конца XIX в.
    8 сентября 1890 г. через станцию Усть-Катав Самаро-Златоустовской железной дороги прошел первый поезд. В 1891 г. Усть-Катавская судовая пристань была закрыта, с 1892 г. заводскую продукцию начали отправлять по железной дороге. Строительство железной дороги оказало решающее влияние на производство Усть-Катавского железоделательного завода, которое стало все более и более соответствовать железнодорожным нуждам.
    После большого пожара, случившегося в мае 1890 г. в правобережной (относительно реки Катав) части поселка (ныне это центр города), на одном из сходов усть-катавцы решили построить вторую церковь на средства, собранные населением. Александро-Невская церковь была открыта в 1911 г. К 1917 г. в районе Усть-Катава стояло также не менее пяти часовен. Одна из них была возведена в 1896 г. над родником на вершине горы Шихан (у пруда) в память о коронации императора Николая II (есть основания полагать, что эта часовня была поставлена на месте более ранней, обветшавшей ко второй половине 1890-х гг. часовни, сооруженной еще в 1870-х гг.
    В 1894 г. Усть-Катавский заводской поселок посетила Международная геологическая экспедиция примерно в 120 человек. Ее принимал С. Л. Жуковский. Экспедиция обследовала поселок и его окрестности, природные богатства края. Подбирались площадки под новые заводы. Экспедиция взяла пробы местных ископаемых материалов, поверхностных пород. Иностранцам усть-катавская местность приглянулась, в январе 1899 г. с разрешения императора Николая II Усть-Катавский железоделательный завод с 40 тыс. десятин земли был отдан в аренду на 60 лет его владельцем князем Константином Эсперовичем Белосельским-Белозерским бельгийскому акционерному "Южно-Уральскому анонимному металлургическому обществу" (аренда длилась до июля 1919 г., когда предприятие было национализировано советской властью).
    Бельгийские арендаторы, сохранив на Усть-Катавском заводе железоделательное производство, преобразовали предприятие в вагоностроительное. С началом выпуска железнодорожных вагонов, производство железа постепенно сократилось. Помимо железнодорожных вагонов различного назначения на заводе до революции изготавливались иногда и трамвайные вагоны. Например, в 1901 г. был выпущен первый трамвайный вагон для Тифлиса (Тбилиси).
    В 1899-1900 гг. на правом берегу реки Юрюзань началось строительство поселка для прибывших сюда иностранцев (главным образом бельгийцев). Возникший поселок ("Колония", ныне "Первомайский" в северной части г. Усть-Катава) в 1913-1914 гг. был соединен с левобережным Усть-Катавским поселком мостом, названным Французским (может быть, потому, что бельгийцы говорили по-французски). До марта 1917 г. коренным усть-катавцам было категорически запрещено проходить по мосту и заходить в поселок иностранцев. Ныне Французский мост является одной из достопримечательностей Усть-Катава.
    В конце XIX-начале XX вв. из-за низкой заработной платы, ухудшения условий труда и пр. рабочие Усть-Катавского завода устраивали забастовки, требуя улучшения своего положения. В 1903 г. в заводском поселке возникла подпольная организация РСДРП, которой руководил рабочий Николай Сергеевич Гнусарев. В ноябре 1905 г. на заводе был создан Комитет рабочего союза, который организовывал выступления усть-катавских рабочих в революции 1905-1907 гг. Среди революционных течений, распространявшихся в конце XIX-начале XX вв. в рабочем поселке, преобладающим было марксистское, большевистское.
    После Февральской революции, в марте 1917 г. в Усть-Катавском поселке был создан Совет рабочих депутатов, председателем которого стал рабочий Федор Ефимович Бахарев. Усть-Катавское волостное земство - власть по линии Временного правительства - по результатам выборов в сентябре 1917 г. оказалось большевистским по составу. Оно в дальнейшем сотрудничало с Советом. В конце октября 1917 г. в поселке мирным путем была установлена cоветская власть, а волостное земство распущено.
В победу cоветской власти на Южном Урале после Октябрьской революции 1917 г., особенно в годы Гражданской войны свой весомый вклад внесла Красная гвардия Усть-Катава. С 6 июля 1918 г. по 6 июля 1919 г. Усть-Катавский поселок находился в руках белочехов и белогвардейцев.
     В 1919 г. в состав поселка Усть-Катавский завод была включена располагавшаяся северо-восточнее, на правобережье реки Юрюзань деревня Шубина (Шубино).
История Усть-Катавского поселка богата событиями. В 1915 г. по инициативе учительницы Лидии Васильевны Клоковой создан самодеятельный театр (с 1960 г. театр носит звание народного, существует и ныне при Дворце культуры). В 1919 г. была создана комсомольская (ее предшественник с 1917 г. ССРМ - Социалистический союз рабочей молодежи), а в 1922 г. - пионерская организации.
    Уже в первые годы существования советской власти поселковые улицы, до этого безымянные, получили названия (Революционная, Красная - ныне улица Ленина, Социалистическая, Карла Маркса и др.), дома были пронумерованы. Помимо вагоностроительного завода и ряда других объектов, советская власть национализировала земли и дома местных купцов Патриных.
     В 1920-х гг. Усть-Катавский вагоностроительный завод был восстановлен после разорения и Гражданской войны и начал давать продукцию (железнодорожные запасные части, вагоны, платформы). В 1921-1922 гг. свыше 50 рабочих завода за долголетнюю и добросовестную работу были удостоены почетного звания "Герой труда". В 1925 г. на участке сборки вагонов создана первая в области комсомольско-молодежная бригада под руководством Николая Егоровича Мельникова.
В 1927-1928 гг. при Усть-Катавском рабочем клубе под руководством школьного учителя Евгения Викторовича Василевского организован радиоузел. Началась радиофикация поселка. К 1 мая 1932 г. в городе насчитывалось около 1000 радиоточек. Радиоузел поселка был признан лучшим в Уральской области, его работа была отмечена Всесоюзной премией.
    В 1930-х гг. в поселке закрыты обе церкви, здание Александро-Невской церкви переоборудовали под рабочий клуб, а Христорождественской - под продовольственный магазин. В конце 1930-х гг. многие устькатавцы, например, Е. В. Василевский, стали жертвами репрессий. Численность населения рабочего поселка в 1939 г. составляла 13032 человека. Перед Великой Отечественной войной в поселке были две средних (в том числе вечерняя) и другие школы, ремесленное училище, рабочий клуб, клуб инженерно-технических работников, библиотеки, 15 продовольственных магазинов и киосков и многое другое. В 1937-1938 гг. строился Дворец культуры.
Великая Отечественная война изменила жизнь поселка. Ушли на фронт более 2000 человек, 500 сложили головы на полях сражений. Среди них два Героя Советского Союза - военный летчик гвардии майор Сергей Федорович Кондрин и командир стрелкового отделения старший сержант Никифор Ильич Феничев. Минер-подрывник, командир партизанских бригад Всеволод Иванович Клоков, удостоенный звания Героя Советского Союза, вернулся с войны живым. Возвратились в родной Усть-Катав с фронта и многие другие участники войны, чтобы в послевоенный период строить мирную жизнь.
    В начале Великой Отечественной войны в Усть-Катавский заводской поселок были эвакуированы предприятия, промышленное оборудование и население из городов прифронтовой полосы: Брянска, Киева, Москвы, Ленинграда, Сталинграда, подмосковных Мытищ. За короткое время численность поселкового населения выросла примерно в два раза, главным образом за счет эвакуированных, которых приютили местные жители. Поселок начал строиться, постепенно расширяться, требовалось новое жилье. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1942 г. поселок Усть-Катавский завод был преобразован в город районного подчинения (как и поселок, город подчинялся Катавскому району Челябинской области). Город сначала назывался Усть-Катавский завод, а с 1943 г. - Усть-Катав. Символом совместного труда и дружбы коренных жителей и эвакуированных в тяжелую военную пору стал Брянский мост через реку Юрюзань, возведенный в 1943-1944 гг.
    В годы войны Усть-Катавский завод, который с ноября 1941 г. носит имя С. М. Кирова, перестроился на выпуск продукции для фронта. До войны и в начале войны основной продукцией предприятия были трамвайные вагоны с деревянным кузовом (выпускались с 1936 г.), узкоколейные платформы и специальные тележки для перевозки мульд -металлических коробок, применяемых в металлургии, а также корпуса стокилограммовых авиабомб. После эвакуации в Усть-Катав в августе 1941 г. Брянского завода продолжался выпуск авиабомб, одновременно началось изготовление платформ для зенитных пушек, позже - минометов, снарядов для реактивных артиллерийских установок - "катюш". В 1942 г. Усть-Катавский завод вместе с эвакуированными предприятиями переоборудован для обслуживания нужд артиллерии.
    Работники завода трудились по-ударному. В 1943-1944 гг. свыше 1500 рабочих выполняли сменные задания на 200 и более процентов. Заводчане внесли огромный вклад в общую победу над врагом. Красная Армия получила 12357 танковых пушек, 13230 зенитных платформ, 3096 минометов и на десятки миллионов рублей другой военной продукции. Первые залпы "катюши" сделали снарядами, изготовленными на Усть-Катавском заводе. Первый артиллерийский салют в Москве 5 августа 1943 г. в честь войск, освободивших Орел и Белгород, производился с лафетов усть-катавского выпуска. Лучший средний танк второй мировой войны Т-34 оснащался пушками, изготовленными на том же заводе № 13 имени С. М. Кирова, так называлось тогда Усть-Катавское предприятие. За успешное выполнение заказов Государственного комитета обороны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1945 г. Усть-Катавский завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
    После Великой Отечественной войны градообразующее предприятие Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) имени С. М. Кирова - ныне Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "УКВЗ имени С. М. Кирова" - выпускает различную продукцию: гражданскую, оборонную, для освоения космоса, товары народного потребления. Неоднократно продукция предприятия признавалась специалистами лучшей в стране. Платформа для зенитных пушек, созданная талантливым инженером-конструктором завода Александром Петровичем Белостровым, превосходила по своим параметрам все существовавшие до тех пор. В 1948 г. за эту платформу А. П. Белостров получил Сталинскую премию 1-й степени. На Московской международной выставке 1968 г. "Интербытмаш-68" заводская модель четырехосного трамвайного вагона КТМ-5М была отмечена дипломом. Серебряных медалей Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) были удостоены позже изделия производства УКВЗ: мясомассажер, детский велосипед "Олимпик", малая кондитерская электрическая печь. Деревообрабатывающий станок, выпускаемый заводом, не имеет аналогов. Высокую оценку получают и многие другие изделия завода.
    С 1972 г. ветераны предприятия удостаивались почетных званий - "Заслуженный ветеран труда УКВЗ" и др. Электросварщик Михаил Дмитриевич Лазарев и директор завода (в1967-1976 гг.) Виталий Хуссейнович Догужиев в 1971 и в 1984 гг. соответственно были удостоены высокого звания "Героя Социалистического Труда". Кроме того, В. Х. Догужиев в 1977 г. стал лауреатом Государственной премии СССР. Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова за успешное выполнение заданий 9-й пятилетки Указом Президума Верховного Совета СССР был награжден в феврале 1976 г. орденом "Знак Почета".
    За 60 послевоенных лет Усть-Катав заметно преобразился, похорошел. В ноябре 1952 г. открылся Дворец культуры вагоностроителей (ныне носит имя Т. Я. Белоконева, бывшего директора УКВЗ). В 1950-х гг. началось строительство многоэтажных домов в центральной, а с 1978 г. - в нагорной части Усть-Катава. В 1962 г. в городе появился первый в Катав-Ивановском районе широкоэкранный кнотеатр "Россия" (ныне - "Родина"). В Усть-Катаве жил и работал известный скульптор Иван Иванович Акулов. Его работы украшают город. 9 мая 1985 г. у памятника устькатавцам, погибшим в Великой Отечественной войне, открылся мемориал. После войны в городе заложено несколько скверов, построены общеобразовательные и музыкальные школы, детские сады, магазины и т. д. Выпускник средней школы № 7 (1998) Артур Ришатович Курбангалеев указом Президента Российской Федерации № 1745 от 30 декабря 1999 г. удостоен звания Героя Российской Федерации за мужество в боевых действиях против незаконных вооруженных формирований в Дагестане (посмертно). Памятный знак с именами выпускников профессионального лицея № 22 (до 1996 г. профессиональное училище), погибших в "горячих точках" - локальных конфликтах последних десятилетий, - поставлен у здания лицея в 2005 г.
    В городе создаются новые предприятия, сооружения. В 1972 г. был сдан в эксплуатацию молокозавод (ныне ООО "Пищевик"), в 1973 г. - хлебозавод. В 1980 г. перестроена плотина. С 1981 г. на берегах реки Юрюзань строилась ограждающая дамба. Она защищает город и вагоностроительный завод от наводнений. В 1987 г. у поселка Шубино начала действовать станция Усть-Катав с новым современным железнодорожным и автобусным (1994) вокзалами.
    17 декабря 1992 г. здание старой церкви было вновь освящено как церковь Рождества Христова. 14 июня 1998 г. состоялось освящение часовни, построенной у перекрестка автомобильных дорог "Уфа - Челябинск" и "Усть-Катав - Катав-Ивановск". Часовня была освящена в честь Смоленской иконы Божьей Матери, именуемой Одигитрией (Путеводительницей). С 1995 г. в городе действует мечеть.
    11 февраля 2005 г. в старом купеческом доме торжественно открылся историко-краеведческий музей Усть-Катавского городского округа. Он был создан на базе общественного музея революционной, боевой и трудовой славы Усть-Катава, располагавшегося в 1965-1980-х гг. во Дворце культуры вагоностроителей. 18 февраля 2006 г. в городе произошло еще одно важное событие - был открыт спортивно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном. Для отдыха юных жителей Усть- Катава в дни каникул распахивает свои двери загородный оздоровительный лагерь "Ребячья республика". В настоящее время у горожан - разнообразные интересы, плодотворная хозяйственная, культурная, спортивная жизнь.
    3 декабря 1979 г. Усть-Катав Указом Президиума Верховного Совета РСФСР отнесен к категории городов областного подчинения. В административное подчинение Усть-Катавскому городскому Совету народных депутатов передано несколько близлежащих населенных пунктов с окрестными территориями. В 1995 г. создано муниципальное образование (МО) "Город Усть-Катав". В 2004-2005 гг. оно преобразовано в МО "Усть-Катавский городской округ" со своим гербом, флагом и уставом.

А. П. Соколов

ЛОГИНОВА, О. И. Усть-Катав / О. И. Логинова, А. П. Соколов // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. - Челябинск, 2006. - Т. 6. - С. 776-779.

УСТЬ-КАТАВ // Уральский месяцеслов, 1992 : календарь-справ. / сост.: Е. А. Коба, И. Ф. Чернышева. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1991. - С. 220.

УСТЬ-КАТАВ : тетр. юного краеведа / сост.: М. С. Гитис, А. П. Моисеев. - Челябинск : Абрис, 2004. - 32 с.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ область. Муниципальные образования : справочник / ред. Г. В. Иванов. - Екатеринбург : УРСИБ, 2003. - 429 с. : цв. ил.
С. 310-311: О муниципальном образовании "Город Усть-Катав".

УСТЬ-КАТАВ : мой город - моя судьба / ред. Н. Каледин. - Миасс : ЗАО "Полиграф", 1998. - 35 с.

УСТЬ-КАТАВ - город вагоностроителей, 1758-1983 : буклет. - Усть-Катав, 1981. - 1 л.

СУХОРУКОВ, В. Растет Усть-Катав // Южноурал. панорама. - Челябинск, 2006. - 16 февр. - С. 2.

* * *

ВЕСНОВСКИЙ, В. А. Спутник туриста по Уралу / В. А. Весновский. - Екатеринбург : Тип. "Урал. жизни", 1902. - 89 с.
С. 8-9: Сведения об Усть-Катаве.

ВЕСНОВСКИЙ, В. А. Иллюстрированный путеводитель по Уралу / В. А. Весновский. - Изд. 1-е. - Екатеринбург : Тип. "Урал. жизни", 1904. - С. 321-323.

МУКОМОЛОВ, А. Ф. На южноуральских заводах : в 5 кн. / А. Ф. Мукомолов. - М. : Территория, 2001-2004.

СУРИН, Л. "Знатнейший и самый первый" // Авангард. - Катав-Ивановск, 2000. - 1 июля.
О посещении П. С. Палласом Усть-Катавского завода в 1770 г.

МОЧАЛОВА, М. П. На полуденную сторону : о нар. традициях в южноурал. зодчестве / М. П. Мочалова. - Челябинск : Южно-Урал. кн. изд-во, 1978. - 193 с.
С. 161: Схематический план Усть-Катавского завода.

* * *

МИХЕЕВ, В. Н. Усть-Катавский вагоностроительный завод / В. Н. Михеев, А. П. Соколов // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. - Челябинск, 2006. - Т. 6. - С. 780-781.

ХОХОЛЕВ, Д. Е. Усть-Катавский железоделательный завод / Д. Е. Хохолев, В. С. Балакин // Металлургические заводы Урала ХVII-ХХ вв. = Metallurgical factories of hte Urals ХVII-ХХ centuries : энциклопедия / сост. Е. Ю. Рукосуев. - Екатеринбург, 2001. - С. 478-479.

КАЛЕДИН, Н. Д. Среди вершин : очерк истории Усть-Катав. вагоностроит. з-да им. С. М. Кирова / Н. Д. Каледин. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1992. - 205 с. : ил.

ШЛЕНСКИЙ, С. Путь длиною в 40 лет : спец. конструктор. бюро Усть-Катав. вагоностроит. з-да отмечает свой юбилей // Усть-Катав. неделя. - 2000. - 29 февр.

В УСТЬ-КАТАВЕ заботятся о чести мундира : деятельность ОАО "Урал. трамвай" // Деловой мир. - 1996. - 19-25 июля.

ШУЛЬГИНА, А. На трамвае - в будущее : Усть-Катав. вагоностроит. з-д // Хроника. - Челябинск, 1996. - 31 окт.

ГРИБАНОВ, А. Директор завода // Усть-Катав. неделя. - 2000. - 18 июля.
О бывшем директоре вагоностроительного завода Ю. А. Кирильчеве.

УЧИТЬСЯ в этой школе - радость! // Усть-Катав. неделя. - 1999. - 21 дек.
Школе № 3 - 80 лет.

УСТЬ-КАТАВ : комплект открыток. - Б. м., 2003. - 15 открыток.

ГОРОД Усть-Катав : (к 225-летию со времени основания) // Край наш южноуральский, 1983 : рек. библиогр. указ. / сост. Л. И. Булатова. - Челябинск, 1982. - С. 79-82.